мастер класс методы создания проблемной ситуации на уроке русского языка и литературы в средних и старших классах
Слайд 1. Создание проблемной ситуации на уроках русского языка и литературы. Новая ли эта тема? Нет. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения
Мастер-класс "Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы". Скачать материал. библиотека материалов. Добавить в избранное. Ход мастер-класса: Cлайд 1. Правила создания проблемных ситуаций. Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, которые ему нужно усвоить. Проблемное задание предшествует учебному материалу, необходимому для изучения. На уроке русского языка в 5 классе предлагается просклонять существительное море. Дети легко справляются с заданием. Следующее задание – просклонять существительное шоссе.
3.1. Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения. Урок русского языка по теме “Формы слова”. Анализ. Учитель. Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону: Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету; У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка. Методический семинар. Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Закирова Алсу Рафкатовна. МБОУ «Кукморская средняя школа №4» Кукморского муниципального района Республики Татарстан. Сегодня мы живем в мире с быстро изменяющейся информацией, что требует от человека умения быстро находить ответы на часто возникающие вопросы, ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно приобретая знания для разрешения возникающих проблем.
Должность: учитель русского языка и литературы. Категория: высшая. МАСТЕР-КЛАСС. ТЕМА: Проблемное обучение учащихся на уроках русского языка и литературы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: привести коллег к . ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учителя осознают необходимость введения проблемного обучения практику; апробируют некоторые техники в ходе мастер-класса, включат в свой арсенал, умеют применять продуктивные методы данной технологии для развития языковой личности . ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя города. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесный, наглядный, практический методы; беседа, демонстрация, практическая работа, рефлексия.
Мастер-класс для методиста, всех учителей, студента-практиканта для 6, 10, 5, 9, 8, 7, 11 класса по ФГОС. Методические разработки по Русскому языку, Литературе для 6, 10, 5, 9, 8, 7, 11 класса по УМК любой. Учитель русского языка и литературы. МБОУ СОШ 16 Егорова С. Н. В течение многих лет каждый учитель отбирает приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы. Такая своеобразная копилка методических приемов сложилась и у меня. Остановлюсь на некоторых из них . Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака».
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка. Задачи: Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования; Ознакомить участников мастер . Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка. То, что я хочу познать—это яблоня, что я познаю—это ветвь яблони, то . Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и. 1200 руб. 4000 руб. Культура речи.
Автор: Циркунова Мария Андреевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" Населённый пункт: г.Ступино Наименование материала: статья Тема: "Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка" Дата публикации: 17.06.2017 Раздел: полное образование. Назад. Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка. Самое важное на уроке психологически подготовить детей к восприятию нового. материала и так построить работу, чтобы они вначале восстановили в памяти все ранее. изученное по данному вопросу и только на этой основе п.
В данной статье рассматривается проблемный метод обучения русскому языку и литературы в рамках реализ. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: - мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); - целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); - осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)
Ключевые слова: учебная ситуация; методы и приёмы; русский язык и литература. Ни для кого ни секрет, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебно-познавательной деятельности. Технология проблемного обучения позволяет сформировать исследовательские умения школьников: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, определять пути и способы их решения. 1. Публикация разработки открытого урока русского языка в 9 классе «Место придаточного по отношению к главному. Знаки в СПП» Официальный школьный сайт. тим-оц.рф Методический журнал «Поиск. Опыт. Традиции» 2017.
Приемы использования проблемных технологий на уроках русского языка и литературы. Мышление начинается с проблемной ситуации. СЛ.Рубинштейн. Реализуя проблемное обучение на уроке русского языка, стараюсь не давать информацию в готовом виде, а выстраиваю занятие так, чтобы дети сами открывали новые знания, сами формулировали правила. Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами. Этапы проблемной ситуации: Проблемная ситуация ®проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.
1 Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы М Б ОУ « Тарасинская С ОШ» Сахаровой В.А. 2 Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Сухомлинский В.А. 3 Современное педагогическое понятие «урок» является исконно русским.
Способы создания проблемной ситуации на уроке. В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Предлагаю рассмотреть обобщающую таблицу приёмов создания проблемной ситуации . При такой организации выполнения все ученики класса, даже наиболее слабые, используя различную помощь учителя, справляются с заданием. Подход Lesson Study на уроках русского языка и литературы Подход Lesson Study на уроках русского языка и литературы Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание.
Формы проблемного урока. 1.Урок- сообщение новых знаний. Виды: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная 2. Урок- изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов. Примеры приемов создания проблемных ситуаций на уроке литературы. 1.Учитель сам ставит проблему Почему Л. Н. Толстой отказывает в величии Наполеону? Толстой в романе «Война и мир» показал, что в Наполеоне нет красоты и правды, что он не дарить добро. Активные методы обучения на уроках литературы. «Коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). (А. Турков. Русская литература XX века. М 1994).
Таким образом, создание на уроке проблемной ситуации и решение поставленных вопросов, помогает сложный материал легко усвоить, сделать доступным. Такой урок становится намного эффективней, чем традиционной. Также ученики привыкают самостоятельно ставить вопросы, что им непонятно и подробно работать над их объяснением. Автор: Хисматулина Юлия Калимулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа» г. Кемерово.с.Берёзово,Кемеровский район. Список литературы. Богоявленский, Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе [Текст].-М.,1959.- 230с.
Как и всякий урок, проблемный начинается с подготовительного этапа, на котором учитель определяет тему урока и его содержание, ставит конкретные цели, озвучивает проблему и возможные пути и средства ее решения. Например, при изучении «Слова о полку Игореве» по литературе тему можно взять такую: «И увидел воинов своих, тьмою прикрытых…». Это и текст произведения, и критическая литература, и иллюстрационный материал, и учебный фильм или презентация. Дерево решений. Продолжая разговор о создании на уроке учебной ситуации, в которой учащиеся: активизируют свои силы. ставят цели и двигаются к ним.
В данных классах стараюсь по мере возможности включать элементы проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. На каждом уроке стараюсь подстегивать интерес учащихся к творческому, рациональному мышлению. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом; действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.
В основе проблемных ситуаций « с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам дается практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие. Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог.Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Проблемно-диалогические методы обеспечивают понимание учащимися вводимых знаний, и, следовательно, являются наиболее эффективными методами обучения. Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в.
Приѐм «актуальность» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение». - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. Обучение русскому языку и литературе невозможно без опоры на такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и дифференциация, обобщение и систематизация, формирование устойчивых и осознанных знаний может быть успешным только в том случае, когда принципы технологии проблемного обучения станут ведущими при организации познавательной деятельности учащихся. Используя технологию проблемного обучения на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным.
Создание проблемных задач и ситуаций, тренингов, алгоритмов действий по отработке навыков поиска ответа и рекомендации по использованию проблемных заданий на разных этапах уроков русского языка и литературы. 5. Глава №1. Теоретическое осмысление эффективности использования технологии проблемного обучения.
Проблемные ситуации в старших классах могут строиться на историко-литературном, философском, историческом материале. При этом нравственные, эстетические, аксиологические, мировоззренческие вопросы остаются внутренним содержанием проблемной ситуации, например: Почему в «Войне и мире» по мере развития сюжета все возрастает количество глав, посвященных народу и философии истории? . Таким образом, проблемная ситуация на уроке литературы призвана разбудить и мысль, и художественную интуицию, и образное видение, и воображение старшеклассников. Список источников. Чичулина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск.
основе использования проблемных ситуаций на уроках литературы. Задачи: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме. Организовать учебную деятельность как процесс решения проблем на основе создания проблемной ситуации. Способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем. В качестве контрастных пар на уроке литературы в разных классах могут выступить следующие: Любовь-ненависть, жизнь – смерть, природа-цивилизация, мечты –реальность, согласие-несогласие. 13. Формируемые универсальные учебные действия.
2 класс. Тема:» Проблемное обучение,как способ реализации деятельностного подхода на уроках русского языка». Учитель начальных классов. МБОУ СОШ №1ст.Ольгинской. Тема сегодняшнего мастер класса «Разделительный мягкий знак» И я постараюсь создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак», показать ту проблему, когда дети сталкиваются с тем, какой мягкий знак здесь нужен? (ь – показатель мягкости или разделительный мягкий знак?) Тема «Разделительный мягкий знак».
Учитель русского языка и литературы. В статье освещаются подходы к реализации проблемного обучения на уроках литературы. Оценить 1133 0. Содержимое разработки. Методы проблемного обучения на уроках литературы в старших классах были перечислены в соответствии с логикой познавательного процесса – от первого восприятия отдельного художественного произведения к углубленному его изучению и далее – к теоретическим и историко-литературным обобщениям. В живом педагогическом процессе все методы теснейшим образом связываются, переплетаются не только в пределах программной темы, но – нередко – и на одном уроке.
Коментарі
Дописати коментар